Играем вместе 2-3 года (игры на развитие мелкой моторики)

 

Консультационный центр «Диалог»  

Возрастная категория детей:  2-3 года

Подготовила:  Петрова Фарида Фаритовна

Должность: заместитель заведующего

Категория: высшая квалификационная категория

 

Тема консультации:

«Играем вместе!»  ( игры на развитие мелкой моторики)

 

Развитие мелкой моторики - это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2 лет. Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и стимулируем развитие речи, помогаем развивать интеллект в целом, готовим руку к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.

Предлагаю Вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, в которые можно играть дома. Достоинством приведенных ниже игр является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т. п. 

В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д. 

 

 «Игры с крупами»

 Насыпьте в кастрюлю горох или фасоль. Предложите ребенку спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать в кулаки и пошевелить пальцами. Ребенок запускает руки в крупу и изображает, как месят тесто, приговаривая:

  • Месим, месим тесто,
  • Есть в печи место.
  • Будут-будут из печи
  • Булочки и калачи.

 Вариант игры: Спрячьте в крупу игрушку и предложите ребенку найти ее.

 «Рисование по крупе»

 Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия.  Позвольте ребенку самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны и т. д.).

 «Игры с пуговицами»

 Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

Варианты игры: Выкладывание пуговиц от маленькой к большой и наоборот, классификация по цвету, форме, размеру.

 «Игры с расчёской»

 Дайте ребенку круглую расчёску для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

  • У сосны, у пихты, елки
  • Очень колкие иголки.
  • Но еще сильней, чем ельник,
  • Вас уколет можжевельник.

 «Игры с крышками» 

 Две крышки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», проговаривая слова:

  • Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
  • Мы любим забавы холодной зимы.
  • То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

 «Игры с прищепками»

 Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно), проговаривая слова:

  • Сильно кусает котенок-глупыш,
  • Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
  • Но я же играю с тобою, малыш,
  • А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"
  • Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. Ребёнок цепляет прищепку к веревке, проговаривая слова:
  • Прищеплю прищепки ловко
  • Я на мамину веревку.

 «Игры с платочками»

 Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

  • У меня живет проглот.
  • Весь платок он скушал, вот.
  • Сразу стало у проглота
  • Брюхо как у бегемота.

 «Игры с грецкими орехами»

  Ребенок катает грецкий орех между ладонями, проговаривая:

  • Я катаю мой орех,
  • Чтобы стал круглее всех.

 «Пересыпь крупу»

 Предложите ребёнку при помощи ложки и воронки пересыпать крупу из одной емкости в другую (пересыпать крупу дети могут и руками): «Жила-была на свете мышка-норушка. Она была очень запасливая. У нее в норке хранились разные крупы и семена. Давайте поможем мышке разложить зернышки в банки, коробочки. Теперь запасы хорошо сохранятся». 

 «Погремушка»

 Предложите ребенку наполнить пластиковую бутылку мелкими предметами (камушки, фасоль, бусины, детали мозаики и др.). После наполнения бутылки ребенок закручивает ее крышкой и гремит.

 «Рисунок из фасоли»

 Ребенок выкладывает рисунок либо по готовому изображению, либо по собственной фантазии.

 «Игры с зубными щетками»

  • Ребенок растирает пальцы, ладони, тыльные стороны рук зубной щеткой под любое стихотворное сопровождение (стишки, потешки, считалки).
  • Я возьму зубную щетку, (Растирает щеткой подушечки)
  • Чтоб погладить пальчики. (пальцев правой, затем левой)
  • Станьте ловкими скорей, (руки, начиная с большого)
  • Пальчики-удальчики! (пальца и заканчивая мизинцем).

 «Игры с бусами»

  • Ребенок ощупывает бусы, двигаясь от краев к середине и назад.
  • Дома я одна скучала, (Ребенок перебирает бусы в руках)
  • Бусы мамины достала. (считает бусы в прямом и обратном)
  • Бусы я перебираю, (порядке).
  • Свои пальцы развиваю. 

 «Игры с бигуди»

  • Загудел паровоз (Ребенок катает бигуди между)
  • И вагончики повез: (ладонями вперед – назад, руки)
  • «Чу-чу-чу-чу-чу! (держат перед собой).
  • Далеко я укачу!»