Играем вместе 3-4 года (развивающие игры)

 

Консультационный центр «Диалог»  

Возрастная категория детей: 3-4 года

Подготовила:  Шиликова Татьяна Юрьевна

Должность: старший воспитатель

Категория: I квалификационная категория

 

Тема консультации:

Играем вместе!»  (развивающие игры)

Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. 

В умственном развитии дошкольника - главное это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает ребёнка. В этом возрасте ребенок начинает  активно участвует в групповых подвижных играх, запоминает их правила и может попросить родителей повторить игру. Привлекают кроху и спокойные игры со сверстниками. Дети могут самостоятельно воспроизвести сюжет какой-либо сказки, обыграть бытовую ситуацию. Традиционно излюбленные игры малышей — «в доктора» и «дочки-матери». Но, по-прежнему, детям сложно концентрировать внимание на одной игре долгое время. В то же время, ребенку становится сложно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому родители должны строить занятия таким образом, чтобы игры, целью которых является развитие интеллекта, перемежались физическими разминками, расслабляющими упражнениями.

Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тщательного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и различий. Развивать словесную память рекомендуется в ролевой игре, где запоминание слов станет необходимым условием выполнения ребёнком взятой на себя роли. Другие игры направлены на тренировку зрительной памяти. Большая группа дидактических игр направлена на развитие мышления ребёнка. Для трёхлетнего малыша наиболее целесообразно решение мыслительных задач, требующих раскрытия строения предметов и их взаимного пространственного расположения. Следующая группа игр ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирование его воображения. Малыш будет стремиться замечать одновременно разные качества предметов, искать разнообразные варианты видения одной и той же вещи или рисунка. И наконец, математические игры-задания помогут научить ребёнка выделять количественные отношения между предметами.

Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

Занимаясь с ребёнком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу ещё очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребёнка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает, но также легко и пропадает.

 

Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните три правила:

  1. Правило первое: не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы к него не пропал интерес к ним.
  2. Правило второе: во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения ребенка.
  3. Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. После этого смените игру на новую - и вы увидите, что внимание ребёнка снова оживёт.

 

Примеры развивающих игр:

 «Что, где, когда»

 Цель: Игра способствует развитию речи, усвоению грамматических основ русского языка.

 Содержание:

 Кидая мяч ребенку, задавайте ему вопросы:

  • Где растут овощи (На грядке)
  • Где растут яблоки(на яблоне)
  • Где живут рыбы? (В реке)
  • Где живет Волк? (В лесу)
  • Где живет Заяц (В лесу.)

 Игра «Рисуем на крупе»

 Возьмите плоское блюдо или понос с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (солнышко, кружок, дорожку, забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения. Сначала рисуем  большим пальчиком, затем  указательным, средним, безымянным, мизинцем и даже двумя пальцами. 

 Игра«Золушка»

 Перед вами лежат перемешанные семена гороха и фасоли и 2 ёмкости. Необходимо рассортировать фасоль и горох.  Предложите ребенку представить, что  он - Золушка или помогает Золушке. Когда ребёнок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза или добавить орехи.

 Бусы

 Хорошо развивает руку ребенка нанизывание на шнурок, на нитку, на ленточку предметов. На кухне это могут быть сушки , макароны . Кто быстрее соберет бусы?

  Что пропало? (Развивает логику , память)

 Положите перед ребенком несколько предметов (минимум три , но можно увеличить количество предметов)пусть ребенок внимательно на них посмотрит и назовет каждый их них . Затем попросите ребенка закрыть глаза и спрячьте один из них ,можно дополнительно усложнить задачу поменяв местами предметы.

 

Применяя на практике ту или иную игру, помните, что каждый ребенок – личность неповторимая, и то, что нравится одному малышу, у другого может вызвать негативные эмоции. Родители, как никто другой, знают своего ребенка и подбор игр должен осуществляться в соответствии с уровнем развития ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей и преобладающих интересов.