Играем вместе 4-5 лет (подвижные игры)

 

Консультационный центр «Диалог»  

Возрастная категория детей: 4-5 лет

Подготовила:  Иванова Римма Фавазовна

Должность: инструктор по физической культуре.

Категория:I квалификационная категория

 

Тема консультации:

Играем вместе!»  (подвижные игры для детей 4-5 лет)

 

В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умения взвешивать обстоятельства и прочее...»

Н.К.Крупская.

 

Игра - ведущая деятельность ребенка – дошкольника. В подвижной игре развиваются физические качества, такие как смелость, ловкость, гибкость, быстрота, сила. Развиваются психические процессы - мышление, воображение, восприятие, логика и др. Игра благоприятно воздействует на  психо- эмоциональное состояние ребенка. 

В подвижных играх у детей воспитываются умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать. В основе их лежат разнообразные движения, удовлетворяющие потребность организма в активном движении. Большую роль они играют и во всестороннем развитии ребёнка.

Игра ставит перед ребёнком такие задачи, что у него «ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованны», - писал П.Ф.Лесгафт, высоко оценивая роль игры.

Правила, предусмотренные в игре, играют большую роль  в развитии волевых и организационных качеств. Требования соблюдения определённых правил  - бросать мяч с определённого расстояния, бежать только по сигналу до определённого места учат детей действовать в соответствии с установленными правилами или согласно договорённости.

В каждом возрасте игры имеют  основной вид движений: ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье. Для детей 4-5 лет увеличивается высота спрыгивания, включается в игры и перепрыгивание через небольшое препятствие. Вводится «игры с метанием в подвижную цель, например «Охотники и зайцы».

К началу средней группы движения должны становится более координированными, увеличивается расстояние для бега, метания, высота для прыжков и лазанья. Детей этого возраста интересует результат, они стремятся обязательно убежать от ловящего, влезть повыше, прыгнуть дальше и т.д. Они по-прежнему любят сюжетные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Самолёты» и др., (гуси стараются убежать от волка, пчёлы - догнать медведя, кошка - поймать мышку и т.д. ).

Во время игры взрослый должен обращать внимание на совершенствование бега, прыжков, лазанья. 

 Например в игре «Мыши в кладовой» дети бегают в одном направлении, а в «Карусели» - по кругу. В игре «Самолёты», «У медведя во бору» дети упражняются в быстром беге и ловле, а в игре «Зайцы и волк» в прыжках.

Прежде чем вводить игру с новым движением, необходимо проследить умеет ли ребёнок выполнять это новое движение. Если ему это сложно, нужно проиграть его в упражнениях.

В начале 5го года жизни интересно ввести считалочки, которое дают возможность побывать в разных ролях, исключает возникновение несправедливости и других отрицательных качеств.

Очень полезны игры с предметами, игрушками (мячи, скакалки, обручи, флажки и т. п.)

Все подвижные игры в итоге направлены для того, чтобы движения ребёнка сделать лёгкими, красивыми, уверенными. Воспитанный навык поведения в коллективе, общительность, умение подчинить своё поведение правилам игры — всё это отличает ребёнка, пришедшего из детского сада. Они становятся затейниками в классе, первыми помощниками учителей.

Игра - замечательное занятие для любого ребёнка. 

 

Примеры подвижных игр для детей 4-5 лет:

 

 «Сбей кеглю»

 Игра на развитие ловкости и координации движений

 Расставьте на полу «кегли» - пластмассовые бутылки. Малыш, стоя перед кеглями на расстоянии 1,5-2 м, по сигналу «Сбей кеглю!» бросает маленький мяч (диаметр до 10 см) в большой так, чтобы сбить их.

 «Воробьи и вороны»

 Игра на внимательность, быстроту и скорость реакции

 Можно играть вдвоем, втроем с ребенком, можно подключить папу. Договоритесь заранее, что будут делать воробьи, а что - вороны. Например, по команде «Воробьи» дети будут ложиться на пол. А по команде «Вороны» -залезать на диван. Теперь можно начинать игру. Взрослый по слогам медленно произносит одну из команд, например: ВО-РО-НЫ! Дети должны быстро выполнить движение, которое было задано для ворон. 

 «Попади в обруч (флажок)»

 Игра тренирует глазомер и развивает меткость

 На расстоянии 1 м от малыша устанавливается обруч (можно заменить тазом или ведром). Малыш бросает малый мяч, стараясь попасть в цель. При попадании засчитывается очко. Расстояние можно менять в зависимости от успехов малыша. Игра заканчивается вручением символического приза.

«Перелёт птиц»

Игра на внимание и координацию движений

Малыш стоит в одном углу комнаты. Он - «птица». В другом углу комнаты помещается лесенка-стремянка или стул (табурет). По вашему сигналу: «Птички улетают!» - малыш, подняв и разведя руки-«крылья» в стороны, бегает по комнате. По сигналу: «Буря!» - ребенок бежит к лестнице (табурету) и влезает на нее. («Птицы» скрываются от «бури» на «деревьях».) Когда вы говорите: «Буря прекратилась», - малыш спускается с лестницы и снова начинает бегать, то есть «птицы» продолжают «полет». Во время игры вы должны находиться возле лестницы, чтобы в случае необходимости помочь ребенку.

 «Кошка»

 Игра на развитие ловкости и проворства

 Лучше всего играть в «Кошку» на улице, когда только начинает смеркаться. Одному из игроков поручают роль кошки. Кошка тщательно прячется за деревьями или кустами, стараясь остаться незамеченной товарищами. Последние по сигналу одного из старших бросаются во все стороны для разыскания кошки; кошка же периодически мяукает, давая знать о своем присутствии, затем быстро прячется, чтобы не быть открытой.

 Игру продолжают до тех пор, пока кошка не будет найдена, тогда по жребию вновь назначают другую кошку.

 «Самолеты»

 Ребенок (дети) стоят в обозначенном месте. По команде «Завели моторчики!» дети  заводят моторчики и летают по комнате. По команде «Раз! Два! Три! На свои места лети!», дети приземляются в обозначенное место.

 «Перебежки»

 Игра на развитие ловкости и координации движений

 На расстоянии 4-5 м друг от друга поставьте два предмета или две игрушки. Водящий (это можете быть взрослый, если игра проводится вдвоем с ребенком) находится между предметами (в «коридоре»), в руках у него может быть мяч. По сигналу взрослого малыш перебегает от одного предмета к другому, а водящий старается попасть в него мячом. При попадании водящий сменяется.